 Депутаты начали процедуру обсуждения проекта изменений автомобильной статьи КоАП, резко ужесточающих наказания за нарушение ПДД. Сторонники репрессий для водителей настаивали на отмене презумпции невиновности и возрождение балльной системы наказаний. Противники – предупреждали о возможности народного бунта. В четверг в Госдуме прошли парламентские слушанья по проекту изменений автомобильной статьи КоАП. Проект Владимира Плигина предлагает увеличить штрафы более чем пять раз, возобновить балльную систему наказаний за систематические нарушения и разрешить гаишникам наказывать не водителя, а владельца машины, которая была заснята фоторадаром, аварийность и смертность на дорогах непременно снизятся. Автор проекта ссылался на волю президента. «О том, что нужно остановить войну на дорогах, усилив ответственность для водителей, Владимир Путин сказал на заседании Госсовете по безопасности в декабре прошлого года», – аргументировал необходимость «закручивания гаек» Владимир Плигин, и бегло изложил идеи и предполагаемые последствия своего проекта. Едва он закончил, председатель по культуре Госдумы Елена Драпенко тоже продемонстрировала знание программных речей президента. «Я перечитала выступление и ничего про наказания для водителей там не нашла. Президент говорил, что нужно строить дороги, улучшать работу »скорой помощи«, бороться со взятками в ГАИ и повышать уровень подготовки водителей». Больше Путина на заседании не упоминали, а обсуждали только конкретные меры, предложенные в проекте. Руководитель ГАИ России Виктор Кирьянов, поддержал повышение штрафов, и постарался напугать собравшихся широко известными цифрами: «80% аварий происходят из-за нарушений правил. В каждом седьмом ДТП виноват пьяный водитель, каждое восьмое происходит из-за выезда на полосу встречного движения». По его словам после ужесточения ответственности за езду в пьяном виде число аварий с участием нетрезвых водителей снизилось на 13%. Он тоже сообщил, что собирают штрафы не эффективно. «В Москве в прошлом году из 1,8 млн выписанных штрафных квитанций были уплачены только 97 тыс. В суды были переданы 1540 дел на неплательщиков, а на 15 суток за неуплату посадили только 13 человек,» – сообщил Кирьянов. Затем он сделал из этих цифр неожиданный вывод: наказывать за это надо не гаишников, а водителей. «Нужно вводить систему видеонаблюдения, тогда и смертность снизиться, как во Франции, и штрафы будут больше платить». Почему главный гаишник уверен, что протоколы, пришедшие по почте, автомобилисты будут оплачивать с большим энтузиазмом, чем выписанные на месте, так и осталось загадкой. С тем, что нужно повышать штрафы за нарушение Правил не спорил даже главный противник плигинского закона депутат Виктор Похмелкин: «Да действительно нужно повышать штрафы, потому что 50 рублей за проезд на красный свет – это просто смешно. Но тут надо сразу оговориться, что ужесточать наказание нужно для всех – и для простых водителей, и для обладателей »мигалок«. На дороге должно быть равенство, а наказание должно быть справедливым и неотвратимым», – сказал депутат. Он уверен, что если «взвинтить» штрафы до 2,5 тыс. рублей, но по-прежнему позволять чиновникам «носиться по встречной с включенной сиреной это только разозлит людей». «Конечно, нужно усилить ответственность водителей, но предложенная таблица штрафов просто ужасающая! – считает Елена Драпенко. – Разве можно сажать человека на 15 суток за то, что он не услышал свисток гаишника? За мной патрульная машина один раз километров 10 ехала, а я их просто не заметила. И что надо было меня посадить что ли?» Виктор Похмелкин считает, что нужно модернизировать систему взимания штрафов, например, упростив процедуру составления протокола. «Ни в коем случае нельзя разрешать гаишникам брать штраф на месте, даже самый незначительный, как это предлагается в проекте. Это только провоцирует коррупцию на дороге, но никак не влияет на собираемость штрафов». По его данным, в прошлом году за взятки были наказаны всего 130 инспекторов ГАИ, причем по уголовной статье прошли только половина. Зампред Комитета ГД по местному самоуправлению Виктор Кузнецов предложил раздать водителям пластиковые карты, на которые начислялись бы штрафы. «Проверять такую карту можно было бы при прохождении техосмотра, и таким образом контролировать заплатил водитель или нет». При этом Кузнецов категорически против тотального повышения штрафов. «Поймите, те кто нарушал, так и будут нарушать! Если мы просто повысим штрафы на все нарушения подряд, мы взорвем автомобилистов». Елена Драпенко честно призналась, что в юриспруденции ничего не понимает, поэтому проконсультировалась с правоведами. Юристы рассказали ей, что внедрение системы видеонаблюдения, по которой штрафовать будут не водителя, а номинального владельца машины, – неконституционна. «Это же отмена презумпции невиновности, по которой нужно сначала доказать вину водителя», – сказала Драпенко. Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров напротив полностью поддерживает и внедрение видеокамер и возрождение балльной системы штрафов. «Вся эта либерализация и борьба за конституционность приводит только к тому, что люди гибнут на дорогах! Из-за того, что мы приняли либеральный кодекс и отменили балльную систему, у нас смертность на дорогах выросла на 10 тыс. трупов в год». По его словам, говорить о презумпции невиновности в такой ситуации неправильно. «Какой смысл вводить видеонаблюдение, если нам нужно будет гоняться за каждым водителем, чтобы доказать его вину?» Об эффективности балльной системы наказаний ностальгировал Владимир Жириновский. «Мне когда-то прокололи дырку в правах, и я пошел слушать лекцию, чтобы с меня списали штрафные баллы. Неловко было, но пошел. И запомнил это надолго». У Елены Драпенко о балльной системе совсем другие воспоминания: – Я помню, как один из моих бывших мужей получил дырку в права и бился потом головой об стену дня два. Такой был стресс… зачем это нужно? – Если муж бывший, значит плохой. Может у него просто проблемы были какие-то, поэтому он головой об стену бился? – уточнил Владимир Плигин. – Были, конечно, но дело не в этом, – ухмыльнулась Драпенко. - Вы подумайте у нас в стране 40 млн. автомобилистов у всех дети жены. Если мы примем этот закон, они же все взбунтуются, тогда акции за Щербинского и против запрета «красных фонарей» вам покажутся цветочками! После заседания Владимир Плигин так и не смог сказать, что полезного он вынес из этой дискуссии: «Мы сначала послушаем стенограмму, а потом уже решим менять что-то в проекте или оставить его до первого чтения в таком виде». Вероятно, Плигину придется внемательно прослушать не только записи заседания, но и членов Общественной палаты. В четверг председатель комиссии Палаты Анатолий Кучерена сказал «Интерфаксу», что намерен поставить вопрос о проведении общественной экспертизы проекта поправок к КоАП. Его настораживает, что поправки носят «репрессивный характер». |